Федеральная налоговая служба начала кампанию по уплате имущественных налогов за 2025 год. Для участников специальной военной операции и членов их семей в расчётах впервые в полном объёме применяется федеральная льгота по транспортному налогу, введённая Федеральным законом от 28 ноября 2025 года № 425-ФЗ. Одновременно продолжают действовать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Налоговые уведомления 2026 года содержат расчёты за 2025 год. Указанные в них налоги необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2026 года. Поэтому сейчас для льготников имеет значение не только сумма начисления, но и то, учла ли Федеральная налоговая служба сведения об участии в СВО.
На один автомобиль действует полное освобождение от транспортного налога
Участники СВО, ветераны боевых действий и предусмотренные Налоговым кодексом члены их семей освобождаются от транспортного налога в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.
Ограничение по мощности двигателя на федеральном уровне для этой льготы не установлено. Если подходящих транспортных средств несколько и налогоплательщик не указал выбранное, льготу применяют к одному объекту с максимальной исчисленной суммой налога.
Есть исключения. Освобождение не распространяется на легковые автомобили, налог по которым рассчитывается с повышающим коэффициентом, предусмотренным пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Речь идёт о дорогостоящих автомобилях соответствующих категорий. Федеральную льготу также нельзя применить к воздушным транспортным средствам и водному транспорту, кроме моторных лодок.
Земельный налог уменьшается на шесть соток
По одному земельному участку налоговая база для участников СВО и членов их семей уменьшается на кадастровую стоимость 600 квадратных метров площади.
Если участок составляет шесть соток или меньше, после применения федерального вычета налоговая база по нему фактически становится нулевой. Если площадь больше, земельный налог рассчитывается с оставшейся площади. При нескольких участках вычет применяется только к одному. При отсутствии уведомления о выборе Федеральная налоговая служба использует участок с максимальной рассчитанной суммой налога.
От налога на имущество освобождают по одному объекту каждого вида
Для участников СВО и соответствующих членов семьи действует льгота по налогу на имущество физических лиц.
Освобождение предоставляется, в частности, на одну квартиру, часть квартиры или комнату, один жилой дом или его часть, один гараж или машино-место. Льгота применяется по одному объекту каждого предусмотренного законом вида, поэтому наличие квартиры и гаража не заставляет выбирать только один из этих двух объектов. Имущество должно соответствовать условиям статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации и не использоваться в предпринимательской деятельности.
Кто из членов семьи имеет право на льготу
Для налоговых льгот к членам семьи участника СВО относятся супруг или супруга, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения 18-летнего возраста, дети до 23 лет, обучающиеся очно, а также лица, находящиеся на иждивении.
Сам перечень участников СВО для целей налогового законодательства шире военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. Он охватывает предусмотренные подпунктами 9.1–9.5 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса категории военнослужащих, добровольцев, сотрудников ряда силовых и государственных органов, лиц, выполнявших задачи на территориях проведения СВО, а также членов семей погибших в указанных законом случаях.
Даже один месяц участия в СВО даёт льготу за календарный год
Для налоговых целей периодом участия в СВО считается весь налоговый период — календарный год, в котором лицо было привлечено к участию в операции или выполнению соответствующих задач.
Поэтому продолжительность участия внутри конкретного календарного года не делит льготу пропорционально месяцам. Если предусмотренный законом статус имелся в 2025 году, льгота применяется при расчёте налога за 2025 год за соответствующий налоговый период. Для членов семей лиц из подпункта 9.4 статьи 407 льгота предоставляется только за период участия такого лица в СВО.
Изменения, внесённые Федеральным законом № 425-ФЗ, распространяют федеральные льготы на расчёты транспортного и земельного налогов за налоговые периоды 2022–2025 годов. Поэтому Федеральная налоговая служба также проводит перерасчёты прошлых периодов при наличии необходимых сведений.
Льготы должны применяться без отдельного заявления, если сведения уже есть у ФНС
Налоговые органы получают данные о льготном статусе через межведомственное взаимодействие. Поэтому наличие права на льготу не предполагает обязательной подачи заявления в каждом случае.
Если необходимая информация у налогового органа отсутствует либо в уведомлении начислен налог без положенной льготы, налогоплательщик вправе представить заявление и подтверждающие документы. ФНС после проверки может провести перерасчёт.
Для уведомлений за 2025 год это особенно актуально сейчас: срок уплаты наступит 1 декабря 2026 года, а расчёты уже направляются через личные кабинеты Федеральной налоговой службы, Госуслуги и по почте.
Правовая основа
Статья 361.1 НК РФ устанавливает федеральное освобождение от транспортного налога для ветеранов боевых действий, участников СВО и предусмотренных законом членов их семей.
Статья 391 НК РФ устанавливает уменьшение налоговой базы на кадастровую стоимость 600 кв. м одного земельного участка.
Статья 407 НК РФ определяет льготные категории и порядок освобождения от налога на имущество физических лиц.
Федеральный закон № 425-ФЗ ввёл и уточнил соответствующие федеральные налоговые льготы.