Федеральная налоговая служба разъяснила порядок подтверждения пониженной ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров для детей. Новые требования применяются с 1 октября 2026 года и связывают ставку 10% с документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
До 1 октября Налоговый кодекс не устанавливал отдельного перечня документов, которые налогоплательщик должен использовать именно для подтверждения принадлежности продукции к детским товарам, облагаемым по ставке 10%.
Какие сведения понадобятся продавцу
В общем случае сведения о сертификате соответствия или зарегистрированной декларации о соответствии должны содержаться в реестре, который ведёт Росаккредитация.
Представлять сертификат вместе с каждой декларацией по НДС не требуется. ФНС пояснила, что соответствующие сведения налогоплательщик сообщает налоговому органу после получения требования в ходе налогового контроля. Инспекция сможет сопоставить указанные реквизиты с информацией государственного реестра.
Отсутствие необходимости заранее направлять копию сертификата не отменяет самого требования о наличии предусмотренного законом подтверждения.
Для документов из других государств ЕАЭС установлен отдельный порядок
Если документ об оценке соответствия продукции оформлен в другом государстве — члене Евразийского экономического союза и сведения о нём нельзя проверить в российском реестре, налогоплательщику потребуется представить документ или его копию по требованию налогового органа.
Отдельные правила действуют и при ввозе продукции.
При импорте детских товаров сведения о сертификате или декларации о соответствии представляются таможенному органу вместе с декларацией на товары. Для документов, оформленных в другом государстве ЕАЭС, используются соответствующие документы об оценке соответствия либо их копии.
Какие детские товары облагаются по ставке 10%
Перечень определяется пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса.
В него входят предусмотренные кодами товаров детские трикотажные и швейные изделия, обувь, кровати и матрацы для детей, коляски, школьные тетради, игрушки, подгузники и ряд других товаров.
Ставку нельзя применять только потому, что продавец или производитель позиционирует товар как детский. Для налогообложения требуется соответствие установленной категории продукции и наличие предусмотренного подтверждения.
Что изменилось с 1 октября
Для налогоплательщиков появился формализованный способ подтвердить применение льготной ставки.
При налоговой проверке значение будут иметь конкретные реквизиты сертификата или декларации и наличие информации в соответствующем государственном реестре. Для импортёров аналогичный вопрос проверяется также при таможенном декларировании.
Следовательно, при реализации детской продукции требуется сопоставить не только код товара и его назначение, но и документы об оценке соответствия, на которых основано применение 10-процентной ставки.
Правовая основа
Пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации — ставка НДС 10% и категории детских товаров.
Федеральный закон от 4 июля 2026 года № 218-ФЗ — изменения порядка документального подтверждения пониженной ставки.